Письмо Минстроя России от 19.11.2019 № 40814-ОГ/04 (смена способа управления)

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснил принципы смены способа управления многоквартирными домами. Основополагающими документами при подготовке ответа стали Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 No 416, а также Жилищный кодекс РФ. Так, в соответствии с вышеуказанными Правилами в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. При принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о смене способа управления многоквартирным домом уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения направляется в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, только в тех случаях, когда законодательством субъекта Российской Федерации отдельные полномочия по осуществлению лицензионного контроля переданы органам местного самоуправления.

 

Принят закон о сокращении ГУПов и МУПов

Государственная Дума приняла в третьем окончательном чтении поправки в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции». Документы предусматривают установление запрета создания унитарных предприятий либо изменения их видов деятельности. При этом закон вводит целый ряд исключений. В частности, исключения сделаны для предприятий культуры и искусства (например Госфильмфонда и Мосфильма), ГУПов и МУПов, обеспечивающих жизнедеятельность в районах Крайнего Севера, предприятий, занимающихся обращением с радиоактивными отходами, обеспечивающих деятельность госорганов за границей. Также региональные ГУПы и МУПы могут быть сохранены по мотивированному представлению губернатора, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации или недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности. Для остальных сроки реорганизации или ликвидации сдвигаются до 1 января 2025 года. Закон на этапе подготовки ко второму чтению прошел широкое обсуждение в ГД. Как подчеркивал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский, основной идеей закона является сокращение государственного участия в экономике путем сокращения количества унитарных предприятий. По мнению авторов закона, запрет на работу унитарных предприятий будет действовать только на конкурентных рынках, что позволит избежать ликвидации ГУПов и МУПов на социально значимых рынках, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты».

Изменились условия расчета тарифа на воду

Руководителям регионов дали право принимать решение об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории субъекта РФ. 12 декабря 2019 года вступило в силу соответствующее постановление Правительства. Документ указывает, что однокомпонентный тариф устанавливается органом регулирования тарифов в расчете на 1 кубический метр горячей воды. Этот тариф включает в себя стоимость 1 кубического метра холодной воды и расходы на подогрев 1 кубического метра холодной воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 кубического метра холодной воды до температуры, соответствующей установленным требованиям, и тарифа на тепловую энергию. Также в постановлении говорится, что Федеральная антимонопольная служба по согласованию с Минстроем, Минэкономразвития и Министерством энергетики в 4-месячный срок приведет методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствие с настоящим постановлением.

Письмо Минстроя России от 07.11.2019 № 42047-СН/04 (размер платы за КУ по отоплению)

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснил формирование размера платы за отопление. Речь идёт про жилые или нежилые помещения, оборудованные индивидуальным (квартирным) прибором учета тепловой энергии в МКД, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании из общего имущества в МКД. Для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению здесь применяется формула 18.1 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354. В этой формуле применяется удельный расход коммунального ресурса на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, который рассчитывается по формуле 18.2. Пункт 54 Правил №354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из объема коммунального ресурса, "использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению". Приведенной нормой установлена необходимость учитывать при расчете удельного расхода коммунального ресурса на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению фактическую ситуацию, а именно: используется ли указанный коммунальный ресурс исключительно для производства теплоэнергии в целях отопления, либо используется для производства теплоэнергии, потребляемой и в целях отопления, и в целях подогрева воды для горячего водоснабжения (далее - ГВС). Таким образом, в указанном случае учитывается весь объем коммунального ресурса, затраченного в оборудовании для производства тепловой энергии, независимо от того, использована ли произведенная теплоэнергия исключительно на нужды отопления или использована как на отопление, так и на подогрев воды в целях ГВС. При наличии прибора учета, фиксирующего объем коммунального ресурса, использованного на производство тепловой энергии, при определении размера платы на отопление используются показания этого прибора.

 

 

Федеральный закон от 02.12.2019 № 390-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"

13 декабря 2019 года вступает в силу федеральный закон, согласно которому ТСЖ и жилищные кооперативы обязаны предоставлять в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом, а также уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном Минстроем России. Документом также уточняется основание для включения плановой проверки в ежегодный план проведения таких проверок, а именно: истечение одного года со дня начала осуществления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале осуществления указанной деятельности.