12 февраля в Татарстане прошёл Госсовет по ЖКХ и строительству.

Озвучим главные тезисы выступления Владимира Владимировича Путина: 1. Решение проблем обманутых дольщиков «Существенно возрастет роль банков, которые будут предоставлять кредиты под конкретные проекты, а также контролировать ход строительства. Хотел бы обратить внимание правительства, Центрального банка, нужно четко скоординировать работу застройщиками и кредитными организациями, выстроить и отладить все механизмы, чтобы этот переход был максимально гладким для отрасли». 2. Расселение аварийного жилья. Аварийный фонд в России огромен. По специальной программе в новые квартиры уже переехали больше миллиона человек. «Наша задача расселять аварийное жилье, причем в больших объемах, чем его образуется, то есть свыше двух миллионов квадратных метров в год. И на такой уровень мы обязаны выйти не позднее 2023 года. Только так мы сможем не просто латать, а реально обновлять жилой фонд страны». 3. Ветхие коммуникации, колоссальный износ инженерных сетей. Разработать программу по их модернизации. 4. Общественные пространства. Уютные скверы, дворы и спортивные площадки должны появиться во всех уголках города, даже на окраинах. Проекты должны обсуждаться с жителями. 5. Мусор, свалки. Проблемы с отходами копились десятилетиями, просто на них «никогда никто не обращал внимания». Решение проблемы свалок в России должно быть реализовано грамотно и с минимальной нагрузкой на граждан. «Здесь нужно ещё многое отрегулировать, и деньги концентрировать именно там, где они будут эффективно работать, ведь это достаточно прибыльный бизнес, если организовать должным образом...Нужно распределить ответственность между муниципалитетами, управляющими компаниями и региональными операторами — это то, что нужно сделать в самое ближайшее время». http://www.kremlin.ru/events/president/news/59817

Росреестр Московской области объявил о начале предварительных проверок заявок на кадастровый учет МКД

Управление Росреестра по Московской области (Управление) начинает предварительное тестирование технических планов многоквартирных жилых домов, поступающих в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Совместно с Центром содействия строительству при Правительстве Московской области заявителям будет представлена единая комплексная услуга, включающая выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, постановку объектов недвижимости на государственный кадастровый учет. Также ,в рамках указанной услуги, будет проведена предварительная проверка технических планов нежилых объектов капитального строительства. С первого февраля Управление начало предварительную проверку технических планов многоквартирных домов. По мнению ведомства, предварительное тестирование существенно снизит количество принимаемых решений о приостановлениях или отказах в государственном кадастровом учете, а также уменьшит количество обращений граждан-покупателей квартир, заинтересованных в оперативной постановке на кадастровый учет многоквартирных домов. На настоящий момент проверку прошли технические планы более чем 4 тысяч таких объектов. В целом все эти меры обеспечат прозрачность процедуры по государственному кадастровому учету.

 

 

ВС РФ признал законной обязанность собственников нежилых помещений заключать прямые договоры

Верховный Суд РФ подтвердил законность нормы, обязавшей всех собственников нежилых помещений в МКД перейти на прямые договоры с РСО с 1 января 2017 года.  

Напомним, что данные требования были обозначены  в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Этот пункт обязывает всех собственников нежилых помещений в МКД заключать прямые договоры с РСО на поставку воды, тепла, электричества, газа и на отведение сточных вод, иначе они будут оплачиваться как "бездоговорные" (по пятикратному нормативу).  Мера вступила в силу с 1 января 2017 года и не зависит от любых других условий – например, решения общего собрания собственников помещений МКД или способа управления МКД.   

Группа административных истцов – собственники нежилых помещений МКД, в котором организован ТСЖ, и само это ТСЖС - обратилась с требованием признать недействующими некоторых абзацев п. 6 Правил.  

Их доводы:  

Обязанность собственников нежилых помещений (кроме машино-мест) в МКД заключать договоры ресурсоснабжения с РСО противоречит положениям ст. 421 Гражданского кодекса о свободе договора и запрете к его понуждению; Норма противоречит также положениям п. 4.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса (о том, что решение о переходе собственников на прямые договоры с РСО относится к исключительной компетенции ОСС МКД), ч. 1 ст. 135 и ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (о праве ТСЖ предоставлять коммунальные услуги лицам, пользующимся помещениями в МКД), п. 1-2 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ (о переходе на прямые договоры с РСО только по решению ОСС или прекращению ранее действующих). Также норма нарушает принцип равенства участников гражданских правоотношений и равенство собственников жилых и нежилых помещений в получении коммунальных услуг, поскольку у собственников квартиры подобной обязанности нет. К тому же она является нормой меньшей юридической силы, чем жилищный и гражданский кодексы, а потому издана с превышением полномочий Правительства РФ. 

ВС РФ отметил следующее: 

Данные правила были приняты в пределах полномочий Правительства РФ, (обоснование -  ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, которая предписывает установить правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД)   

Противоречия оспариваемой нормы правилам ГК РФ о свободе договора ВС РФ не нашел, указав, что она соответствует нормам гражданского и жилищного законодательства, законодательства о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении (например, ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ допускает для РСО заключение прямого договора с каждым собственником помещения в МКД и не исключает установление условий предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений в таком доме); 

Разные условия предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений в МКД не препятствуют им в реализации их прав на участие в деятельности по управлению домом. А потому не могут рассматриваться как нарушение принципов, составляющих основные начала гражданского законодательства (равенство участников регулируемых ими отношений, свобода договора). 

В итоге Верховный Суд РФ полностью отказал в удовлетворении административного иска.

Внесены изменения в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения

5 февраля 2019 года вступает в силу ПП РФ от 24.01.2019 № 30 "О внесении изменения в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения" Согласно документу, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в виде формулы двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию определяется равным цене на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в соответствии с договором поставки тепловой энергии (мощности), заключаемым в ценовых зонах теплоснабжения согласно части 2 статьи 23.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, определяется соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов.

 

Разъяснения Минстроя о порядке установления размера платы за содержание жилого помещения в МКД,в котором созданы ТСЖ или жилищный кооператив.

Минстрой  РФ письмом от 26 декабря 2018 г. № 51876-ОО/04 разъяснил порядок установления  размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. В частности, в письме указывается, что в договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в таком случае повторное принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации. Подробнее в документе.